01.12.2018
Американский эксперт говорит, что пять стран медленно рассматривают проблему украденных нацистами произведений искусства

Американский эксперт говорит, что пять стран медленно рассматривают проблему украденных нацистами произведений искусства

In 1945, United States soldiers recovered works looted by the Nazis from a castle in Austria. Much of the art stolen during the war was returned to the countries from which it was taken, but an expert says that not all countries have worked hard enough to find the rightful owners.CreditCreditKeystone/Getty Images

В 1998 году, столкнувшись с тем, что многие произведения искусства, украденные нацистами во время Второй мировой войны, еще не были возвращено их законным владельцам, 44 страны согласились с «Вашингтонскими принципами», своего рода договором, который обязал своих подписантов приложить все усилия для возвращения украденного искусства.


Но, выступая 26 ноября в Берлине на конференции, созванной для оценки прогресса в этом направлении, и посвященной 20-летию соглашения, человек, который вел переговоры по принципам от имени Соединенных Штатов, выступил с откровенным упреком тому, что он назвал затягиванием этого процесса пятью странами. «Мы добились огромных успехов, – сказал спецпредставитель Государственного департамента Стюарт Эйзенштат, – в достижении целей принципов: выявлении, популяризации, возвращения или компенсации за некоторые украденные произведения искусства, культурные объекты и книги, и тем самым обеспечивая небольшую меру запоздалого правосудия для некоторых жертв Холокоста или их наследников». Но он продолжил: «Мы должны откровенно противостоять невыполнению обещаний, которые мы торжественно дали».

Г-н Эйзенштат, теперь частнопрактикующий адвокат, сказал, что в ходе войны было украдено 600 000 картин, и судьба 100 000 из них до сих пор неизвестна. Вот что он счел нежелательным в ответах, дававшихся на протяжении десятилетий пятью странами.

Венгрия

Г-н Эйзенштат особенно критиковал Венгрию, которая, по его словам, владеет «произведениями искусства, украденными на ее территории во время Второй мировой войны» и не возвращает их, несмотря на то, что ее «неоднократно» просили обратиться к этому вопросу. На Вильнюсском форуме в 2000 году  г-н Эйзенштат подверг критике Венгрию за отказ от выполнения принципов, отметив, что правительство Венгрии во время Второй мировой войны «санкционировало конфискацию произведений искусства и культурных ценностей» у своих еврейских граждан.

26 ноября в Берлине г-н Эйзенштат сказал: «К сожалению, я не могу сообщить об изменении позиции нынешнего венгерского правительства. Они отказались вернуть эти произведения их законным владельцам. Они отказались взять на себя историческую ответственность за систематическое разграбление произведений искусства у своих граждан-евреев». Некоторые музеи в Венгрии исследовали происхождение произведений искусства в своих коллекциях, но итоги исследования не были обнародованы. И хотя в Венгрии существует государственная программа по реституции произведений искусства из государственных музеев, г-н Эйзенштат сказал: «только претенденты нееврейского происхождения получили обратно какие-либо работы».

Польша

Нацисты убили около 6,5 миллионов польских граждан во время Второй мировой войны, в том числе около 3,5 миллионов евреев, но Польша «в значительной степени проигнорировала» «Вашингтонские принципы», сказал г-н Эйзенштат. Некоторые из украденных произведений искусства в Польше были конфискованы у евреев, которые жили в других местах во время войны, например в таких, как Нидерланды, и оказались в Польше в рамках последующих сделок. В правительстве Нидерландов есть список картин, ныне находящихся в Польше, которые когда-то принадлежали евреям-гражданам Нидерландов.

«Было бы полезно совместное голландско-польское сотрудничество в исследованиях происхождения картин, чтобы прояснить эту ситуацию, – сказал г-н Эйзенштат, – но на сегодняшний день польское правительство настаивает на том, что они будут заниматься только польскими произведениями искусства, которые были вывезены из Польши».

Испания

Г-н Эйзенштат сказал, что Испания не предприняла никаких шагов для выполнения принципов за последние два десятилетия. Разработчики соглашения полагали, что национальные правительства несут наибольшую ответственность за изучение истории произведений искусства, хранящихся в государственных музеях. Но он сказал, что подход Испании был очевидным в ее ответе на усилия наследников семьи Кассирер, когда-то заметных парижских арт-дилеров, вернуть картину Писсарро «Улица Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя» 1897 года. Картина Писсарро, оцененная более чем в 30 миллионов долларов, находится в музее Тиссена-Борнемиссы в Мадриде, который был создан испанским правительством после покупки коллекции отпрыска богатой семьи Тиссен и ее размещения в испанском дворце.

В годы последующих юридических тяжб, сказал г-н Эйзенштат: «испанское правительство заняло позицию, что Музей Тиссена, в котором находился «украденный Писсарро», был частным музеем, на который не распространялись «Вашингтонские принципы».

Россия

Трофейные бригады Красной Армии после войны забрали у немцев много произведений искусства, в том числе некоторые из тех, которые были украдены нацистами у евреев. Сначала, по словам Эйзенштата, россияне, похоже, сочувствовали делу реституции и даже объявили о возвращении некоторых произведений искусства на пресс-конференции, последовавшей за выпуском принципов, в 1998 году. С тех пор, по его словам, в российских музеях проводятся исследования происхождения произведений искусства, результаты которых фиксируется в общедоступных электронных базах данных. «Но не было никакой реституции какого-либо нацистского искусства, – сказал он, – никакого процесса для их идентификации или рассмотрения претензий».

Италия

Г-н Эйзенштат сказал, что Италия тоже начала достаточно хорошо – опубликовала каталог сокровищ искусства, потерянных во время войны, в том числе тех, которые когда-то принадлежали жертвам Холокоста. Но г-н Эйзенштат отметил, что в 2001 году правительство Италии создало комиссию Ансельми, которая дала рекомендации о том, как Италия может соблюдать эти принципы. «Но их рекомендации были в значительной степени проигнорированы», – сказал он. «К сожалению, итальянское правительство не проводило никаких исследований происхождения возможного украденных нацистами произведений искусства в их публичных музеях».

Он сказал, что Италия, похоже, заботится только о том, «что потеряло итальянское правительство», и отметил, что города и регионы Италии, где находится основная часть художественных музеев страны, «проигнорировали» «Вашингтонские принципы».

Представители пяти стран не ответили 26 ноября на просьбы о представлении комментариев или с ними было невозможно связаться. Каждая из упомянутых стран в прошлом защищала свои действия. Например, Венгрия заявила, что она имеет право национализировать имущество, оставленное еврейскими семьями, покинувшими страну.

Г-н Эйзенштат сделал несколько оптимистичных замечаний и отметил, в целом, что стакан «чуть более чем наполовину полон». Он сказал, что Австрия возвратила более 30 000 произведений искусства и что 42 голландских музея недавно обнаружили более 170 произведений искусства с проблематичным происхождением. Он сообщил в интервью, что немцы намерены объявить в конце конференции, что Германия вернула более 16 000 произведений искусства, в том числе 5 746 «арт-объектов» переживших Холокост.

Г-н Эйзенштат пишет более существенный отчет, который должен быть представлен в октябре следующего года, по просьбе Государственного департамента, с целью соблюдения недавно принятого федерального закона «О справедливости для выживших и не получивших компенсации». Он даст более подробную оценку того, насколько хорошо или плохо, страны, в том числе Соединенные Штаты, выполнили «Вашингтонские принципы».

nytimes.com

Возврат к списку


X
Спасибо за Ваше сообщение! Мы свяжемся с вами в ближайшее время