Мафия, фанатики и Караваджо на eBay: как работает итальянская арт-полиция
Недавно в стене галереи в Пьяченце любопытный садовник отыскал картину Густава Климта, пропавшую в 1997 году. Рабочий, вооруженный секатором, преуспел там, где не справился целый Отряд охраны культурного наследия итальянских карабинеров с его многолетним опытом, агентурой и внушительной базой данных. Впрочем, на счету арт-карабинеров достаточно спасенных и возвращенных в Италию реликвий, найденных на серых аукционах, в коллекциях мафиози и даже известных музеев. Корреспондент «РБК Стиль» побывала в штаб-квартире Отряда в Риме и узнала, как работают итальянские охотники за крадеными сокровищами.
Элитный отряд
Главный штаб арт-отряда карабинеров располагается недалеко от Пантеона — на площади Сант-Иньяцио напротив одноименной церкви. Эта небольшая площадь была спроектирована в начале XVIII века Филлипо Рагуццини. Архитектор, желая поэкпериментировать со стилем рококо, нарочито изогнул фасады зданий и изменил их традиционную форму. Так, дворец, в котором с 1969 года и заседают карабинеры, причудливо изогнулся и стал треугольным. За это римляне на диалекте шутливо называют его «бюро».
© INSTAGRAM.COM/WEATHEROVERME/
На входе меня встречает вице-командир Отряда полковник Альберто Дереджибус, крепкий итальянец невысокого роста, сдержанный, но любезный, с мягким приятным голосом. На первом этаже несколько стеклянных витрин. За стеклом — античные вазы, посуда, этрусские амфоры. Очевидно, конфискат.
Полковник, любезно предложив перед началом интервью выпить кофе (как же без этого в Италии), приглашает подняться наверх. Стены в коридорах полицейского участка украшены картинами. Все это — изображения из традиционного календаря карабинеров. Ежегодный альманах, который рота выпускает с 1928 года, — особая гордость итальянских полицейских, к его созданию привлекают ведущих художников. Над выпуском 2019 года работал один из главных современных трансавангардистов Миммо Паладино.
В этом году арт-подразделение карабинеров отметило 50-летие. Отряд охраны культурного наследия — белая кость итальянской полиции. Сюда поступают после прохождения специального курса в Министерстве культуры, многие получают дополнительное образование в области архитектуры и истории искусств. Карабинеры работают в тесном сотрудничестве с археологами, историками, искусствоведами, нумизматами, а также с Интерполом и таможенными службами. Увы, работа сыщиков на международном уровне осложняется тем, что во многих странах зачастую нет ни специального законодательства, ни опыта в расследовании арт-преступлений. Однако карабинеры ежегодно находят тысячи украденных ценностей. По статистике, воры активнее охотятся за предметами сакрального искусства, археологическими находками и картинами. «В первую очередь кражи совершаются в церквях, — поясняет Дереджибус, — на втором месте — квартиры и дома, частные и муниципальные музеи». В 2018 году карабинерам удалось отыскать более 55 тыс. объектов на общую сумму более €118 млн. Несмотря на такие, казалось бы, внушительные цифры, десятки тысяч произведений продолжают числиться в розыске. «Реальная статистика по украденным произведениям искусства отсутствует, потому что во многих государствах в принципе не ведут подобный учет, — говорит полицейский. — Что мы реально знаем о кражах в Камбодже, Мали, Сирии и других зонах конфликтов?»
Кто стоит за арт-преступлениями
Основной доход от незаконной торговли арт-объектами идет на финансирование организованной преступности и террористических группировок: «Именно поэтому защита культурного наследия — это не только сохранение истории человечества, но и защита мира от террористической угрозы», — убежден полковник.
В Италии громкие кражи нередко связывают с мафиози. В 1969 году из церкви Сан-Лоренцо в Палермо была украдена картина Караваджо «Рождение со Святым Франциском и Святым Лаврентием». Шедевр по сей день числится в списке главных предметов розыска карабинеров. «Невозможно представить, что за этой кражей, особенно в те годы, не стояла мафия», — делится Альберто Дереджибус.
Караваджо, «Рождество со Святым Франциском и Святым Лаврентием», 1609
© CARAVAGGIO.RU
В криминальном мире преступления в сфере искусства считаются высокодоходными и сопряженными с минимальным риском, ведь суровые наказания за них не предусмотрены. «К сожалению, украсть пишущую ручку или статую XV века — формально почти одно и то же», — вздыхает Дереджибус.
Казалось бы, такой сценарий заработка должен быть заманчивым не только для мафии, но и для обычных воровских банд. Однако в случае со знаменитыми картинами у среднестатистического грабителя возникает проблема с последующей продажей. «В сбыте краденого искусства существует несколько уровней, — поясняет Дереджибус. — Первый — когда вор продает предмет небольшой ценности скупщику, скажем, на блошином рынке. Риск здесь невелик, как и заработок. На следующем уровне стоят торговцы, которые оперируют более ценными произведениями, у них есть свои контакты и каналы продаж. Такие произведения сразу отправляются за границу, где нет ни серьезных баз данных, ни специального контроля». Самый простой способ вывезти произведение искусства — грузовые суда. Их контролируют выборочно, и если наркотики собаки-поисковики находят по запаху, то со спрятанными картинами такие ищейки помочь не могут. К тому же каждый обыск грузового транспортировщика связан с крупными затратами, и такая операция должна быть подкреплена весомыми причинами. «Ценные предметы искусства могут быть ничтожно малы, — говорит полковник. — Например, античная монета, которая будет стоить столько же, сколько наши с вами зарплаты за всю жизнь. Вор может провести ее в кошельке с мелочью. Какова вероятность, что монету обнаружат?»
Преступники редко идут на кражу произведения искусства в одиночку. Впрочем, история знает и такие случаи. В 1911 году некий Винченцо Перуджа украл из Лувра «Джоконду» Леонардо Да Винчи, руководствуясь, как считается, патриотическими соображениями. Перуджа трудился в крупнейшем музее Франции разнорабочим и похитил экспонат, желая вернуть шедевр Леонардо на родину, откуда картина была в свое время вывезена Наполеоном. Вора приговорили к 1 году и 15 дням заключения, однако отсидел он менее половины срока.
Возвращение «Моны Лизы» в 1913 году
© INSTAGRAM.COM/WEARETHEPAST/
Или совсем недавний случай. В 2018 году полицейские задержали 55-летнего жителя итальянского города Имолы, который в течение года беспрепятственно совершил три кражи в музеях Болоньи, Фаэнцы и Имолы, забрав картины XIV и XV веков на общую сумму более €600 тыс. Во всех случаях вор воспользовался отсутствием в музеях охраны и камер видеонаблюдения. По заключению полиции, злоумышленник не имел связей ни с криминальными, ни с террористическими организациями. Речь, скорее всего, идет о гражданине с некоторыми психическими расстройствами — заключили карабинеры и отпустили вора на свободу.
Аукционы, музеи и поиск утраченного
Разыскивая краденые ценности, сотрудники Отдела охраны культурного наследия регулярно мониторят каталоги музеев, галерей и антикварных лавок. Зачастую пропавшие предметы искусства полицейские находят в аукционных каталогах — при этом организаторы торгов не несут уголовной ответственности, так как они становятся лишь посредниками между продавцом и покупателем. Что же будет с приобретателем украденного произведения искусства, официально купленного на аукционе? «В ход идет культурная дипломатия», — объясняет Дереджибус. Формально покупатель, приобретающий арт-объект на торгах, не обязан его возвращать. Но в большинстве случаев коллекционеры предпочитают не хранить у себя сомнительные артефакты и возвращают такие предметы государству-владельцу.
Так, в 2019 году в Италию вернулась изображающая Мадонну с младенцем скульптура Андреа делла Роббиа XV века, которая была украдена из церкви в Скансано в 1971 году. «Три года назад скульптура была обнаружена нами на аукционных торгах в Англии», — рассказывает карабинер. Мадонна была продана в США, где в свою очередь — уже на аукционных торгах — ее приобрел уважаемый коллекционер из Канады. Увы, во время расследования пожилой человек умер, оставив скульптуру в наследство молодой жене, которая отказалась возвращать Мадонну Италии. В результате длительного процесса культурной дипломатии (и финансовой компенсации со стороны американского продавца, который возместил вдове коллекционера полную стоимость скульптуры), шедевр делла Роббиа наконец может вновь украсить родную церковь в Скансано.
© FACEBOOK.COM/ALBERTOBONISOLIM5S/
Международное сотрудничество
Карабинеры возвращают похищенное искусство не только на родину. Особенно полицейские гордятся, когда им удается вернуть украденные произведения в другие страны. «Не так давно мы обнаружили в Ломбардии подозрительный аукцион, где на торги было выставлено большое количество произведений античного китайского искусства — целых 796 предметов. Нам это показалось странным. Было принято решение проконтролировать происхождение экспонатов. Разумеется, мы выяснили, что их документация была поддельной». Тогда карабинеры запросили информацию у посольства Китая в Италии, провели экспертизу у китайских искусствоведов и выяснили, что все предметы были вывезены из Китая нелегально. Торги остановили, и после гражданского процесса все лоты были возвращены правительству КНР. Теперь они будут выставлены в Национальном музее Китая в Пекине.
Подделки и контрафакт
Еще одно направление деятельности арт-карабинеров — борьба с фальсификацией и выявление подделок. Этим занимается специальный департамент Отряда охраны культурного наследия. «Сегодня, приобретая произведение искусства, покупатель не может быть абсолютно уверен в его подлинности», — говорит Альберто Дереджибус. Это в первую очередь касается произведений современного искусства: по данным полиции, 77% подделок в 2018 году пришлось именно на него.
Впрочем, достаточно и фальсификаций работ художников из более далекого прошлого. В 2018-м выставки Модильяни в музеях Генуи и Палермо были закрыты полицией, потому что большинство картин оказались не оригинальными. «Зачастую после смерти художника право оценки подлинности картин предоставляли вдове мастера, — объясняет полковник Дереджибус. — Можем ли мы быть абсолютно уверены в достоверности таких сертификатов, когда на кону стояли суммы с большим количеством нулей? Нам известны случаи, когда сами художники подтверждали подлинность картин, которые были написаны не ими», — добавляет карабинер. Например, художник взял на себя обязательство написать определенное количество картин к определенному сроку. И не успел. В таком случае он подписывал картины, созданные для него другими авторами.
© INSTAGRAM.COM/CHRISTIESINC/
Определение фальсификата всегда очень проблематично, ведь признать подделку означает поставить под сомнение мнения экспертов, которые заверили картину. «Иногда речь идет об очень уважаемых именах в мире искусства», — констатирует Дереджибус.
Расследования со смартфоном
Арт-отдел карабинеров располагает обширной базой украденных произведений искусства, которая теперь доступна и пользователям мобильного приложения iTPC Carabinieri. Оно позволяет по фотографии проверить, не числится ли предмет в розыске, а также сигнализировать правозащитникам о проблемных артефактах и подозрительных раскопках.
«Интернет и электронные платформы усложнили нам работу. Теперь купля-продажа произведений искусства может проходить онлайн в условиях анонимности. Но в то же время они и упростили контроль», — говорит Альберто Деребджибус. Сегодня все аукционные дома обзавелись онлайн-каталогами, а платформы вроде eBay и Facebook помогают выйти на торговцев краденого. «Конечно, на eBay вы не найдете картину Караваджо. Но через объявления на этих сайтах мы можем вычислить отправную точку для расследований и выйти на торговцев краденого искусства», — подытоживает вице-командир Отряда, произнося имя Караваджо с особым трепетом.
https://style.rbc.ru/life/5df360b49a79473ffd86e6d7?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews