29.10.2018

"Неизвестный шедевр великого художника". Как рынок старого искусства переполнили подделки

Руководитель представительства ТАСС во Франции. Дмитрий Горохов — о том, почему девять из десяти полотен старых мастеров фальшивые и кому это выгодно

Постоянно растущий спрос на картины старых мастеров множит подделки на рынке живописи. "Рынок старого искусства может рухнуть как карточный домик, — предостерегает эксперт, хорошо знающий эту сферу. — Дело в том, что такого количества старых картин нет, но поскольку они востребуются музеями и миллиардерами, в ход пойдут фальсификации".

В роли Кассандры выступил французский писатель и специалист в области старого искусства Жюль-Франсуа Ферийон. В его романе "Фальсификатор" (Faussaire), вышедшем три года назад, детально изучается проблема подделок и названы картины сомнительного происхождения.

Писатель во многом предвосхитил ситуацию. Как напомнил парижский журнал Marianne, который провел собственное детальное исследование, мания спекуляции настигла мир старого искусства.

Обладателем полотна стал наследный саудовский принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, решивший выставить "Спасителя" в галерее Лувр Абу-Даби. Этот музей, получивший право использовать бренд Лувра, открылся прошлой осенью в столице Объединенных Арабских Эмиратов.

В свое время, согласно досье Marianne, полотно со "Спасителем" стоило не так дорого. 

Коммерческий интерес

Так, в ноябре 2017 года картина "Спаситель мира" (Salvator Mundi), автором которой считают Леонардо да Винчи, была приобретена на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $450,3 млн и оказалась в итоге самым дорогим произведением живописи в мире.

По утверждению парижского издания, шесть десятилетий назад, в 1958 году, другой аукционный дом продал его за 45 фунтов.

В ту эпоху еще никто не помышлял связать картину с самим Леонардо да Винчи. Но после ряда реставраций она была выставлена в Национальной галерее в Лондоне. Полотно имело огромный успех, и его цена, разумеется, взмыла вверх.

Мнения экспертов разошлись. Так, один из знатоков творчества мастера, британский профессор Мартин Кемп, убежден: речь, несомненно, идет о работе великого итальянца. "В этом полотне чувствуется Леонардо", — авторитетно свидетельствовал он.

Немецкий историк искусства Франк Цольнер, напротив, не скрывал сомнений. Проведенные многочисленные реставрации не позволяют подтвердить подлинность картины, утверждал он. По мнению историка, случай со "Спасителем" показывает, как музеи и видные эксперты встают на сторону коммерсантов.

Спор на мировом уровне


Капиталы монархий Персидского залива инвестируются сейчас в искусство. По мнению автора статьи в Marianne Марка Эндевельда, это спор за культурное влияние, в котором государства и многонациональные корпорации сталкиваются на мировом уровне.

Галерея Лувр Абу-Даби EPA-EFE/ALI HAIDER
Галерея Лувр Абу-Даби
© EPA-EFE/ALI HAIDER

Профессионалы сектора привыкли к массовому приходу новых покупателей из стран Залива. К 2030 году Саудовская Аравия планирует инвестировать $2 млрд в искусство и культуру. Лувр Абу-Даби намерен ежегодно выделять на приобретение произведений искусства €40 млн.

"Нашу профессию меняет интернет, — считает специалист по старой живописи. — Мы присутствуем при настоящей глобализации рынка искусства".

Особенно велик спрос на картины фламандских и итальянских мастеров. Рынок искусства утверждается как ниша альтернативных инвестиций.

"С нынешними финансовыми ставками люди больше не смотрят картины, — признает эксперт. — Мы существуем за счет доверия наших клиентов".

Это важное уточнение, так как мир живописи пронизан подделками. Фальшивые картины могут захлестнуть всемирный рынок искусства точно так же, как в 2008 году ипотечный кризис в Америке ускорил крах финансовых рынков.

Девять из десяти


"Многие источники, включая Интерпол, оценивают примерно в 50% долю фальшивок на рынках живописи, — заявил на радиостанции France culture эксперт Ян Вальтер. — Но, думаю, на самом деле подделок — от 70 до 90%".

"Проблема в том, что никто не хочет сказать правду, — считает другой историк искусства. — Ни музеи, ни коллекционеры, ни торговцы в этом не заинтересованы".

В 2016 году встревоженная анонимным письмом, автор которого указывал на фальсификации, следователь финансовой прокуратуры Франции Од Бюрези решила изъять из экспозиции в Экс-ан-Прованс картину, принадлежавшую князю Лихтенштейна. Это изображение Венеры было приписано Луке Кранаху Старшему. Ханс-Адам II, чье личное состояние оценивалось в начале десятилетия в €2,8 млрд, приобрел шедевр за 7 млн.

Выставка Франческо Пармиджанино в Генуе, 2003 год EPA-PHOTO/ANSA/LUCA ZENNARO
Выставка Франческо Пармиджанино в Генуе, 2003 год
© EPA-PHOTO/ANSA/LUCA ZENNARO

Некоторое время спустя со стены Национальной галереи в Лондоне было удалено полотно представителя раннего барокко Орацио Джентилески. Такие же меры были затем приняты и в отношении картины художника Золотого века голландской живописи Франса Халса, приобретенной в Нью-Йорке для Sotheby’s, а также полотна мастера маньеризма эпохи Возрождения Франческо Пармиджанино, проданного тем же аукционным домом. Разразился скандал. Общим для картин было то, что все они проходили через руки Джульяно Руффини, называющего себя любителем искусства.

Игра в мяч


"Мой клиент никогда не брал на себя ответственность за атрибуцию картин", — уточнил парижский адвокат Филипп Скарселла, перенаправив мяч к экспертам и музеям. Но в мире искусства этот мяч друг другу теперь перебрасывают все. По информации Marianne, французские полицейские проводили обыски на севере Италии, в том числе в мастерской некоего Лино.

Адвокаты князя Лихтенштейна заверяют, что Кранах Старший — подлинный. Однако журналист Венсан Носе, работающий сейчас над этим сюжетом для книги, убежден: история затрагивает всех.

"Картины были развешаны крупнейшими музеями, выставлены на аукцион мультинациональными компаниями и рекомендованы старейшей лондонской галереей, — напомнил он. — Это не пройдет бесследно".

Перед лицом фальсификаторов эксперты являются слабым звеном. Нет таких дипломов, которые могли бы удостоверить знания в этой области. Каждый или почти каждый может объявить себя экспертом, заметил Жюль-Франсуа Ферийон.

Ничто не мешает эксперту быть одновременно и торговцем. В своем докладе в 2015 году французские парламентарии указали: "Титул "эксперт" 

недостаточно защищен в тот момент, когда приз определяется притоком на рынок значительных средств в результате переадресации инвестиций, которые прежде осуществлялись на рынке недвижимости или в налоговых офшорах".

Циркуляция денег в искусстве поощряет контрабанду. Так, в деле о ливийском финансировании избирательной кампании экс-президента Франции Николя Саркози юстиция заинтересовалась приобретением бывшим генеральным секретарем Елисейского дворца Клодом Геаном двух фламандских картин за €500 тыс. В 2016 году во время фестиваля в Лондоне консерватор Кенни Шактер, специализирующийся на современном искусстве, заявил, что рынок живописи стал очагом коррупции и взяток.

Караваджо на чердаке


В 2014 году в Тулузе отыскалось полотно на известный библейский сюжет "Юдифь отрезает голову Олоферну". Эта картина приписывается Караваджо экспертом Эриком Тюркеном, не пожелавшим углубляться в подробности за пределом лапидарных слов: "Мой клиент, комиссар-призер аукциона в Тулузе Марк Лабарб нашел полотно на чердаке". Между тем ставки огромны. Если ее атрибуция подтвердится, картина, оцениваемая в €120 млн, сможет покинуть Францию, так как арест, запрещающий ее вывоз за пределы французской территории, кончается в этом году.

Картина "Юдифь отрезает голову Олоферну" Караваджо REUTERS/Alessandro Bianchi
Картина "Юдифь отрезает голову Олоферну" Караваджо
© REUTERS/Alessandro Bianchi

Специалисты включились в спор, чтобы определить, является ли картина действительно работой кисти итальянского мастера, поскольку часть из них полагает, что она изготовлена фламандцем Людовиком Финсоном, последователем Караваджо.

В постскриптуме к "Фальсификатору" исследователь Шарль Илуз высказывает сомнения в отношении атрибуции "Юдифи и Олоферна". Он даже открыто говорит о тулузской подделке.

В своем романе, выпущенном в этом году вновь в карманном формате, Жюль-Франсуа Ферийон рассказывает, кстати, о технике изготовления подделок. Если под рукой есть хороший холст или достойная доска: из липы и тополя — для итальянских картин, из дуба — для фламандских, можно приступать с надеждой на успех.

https://tass.ru/opinions/5633687

Возврат к списку


X
Спасибо за Ваше сообщение! Мы свяжемся с вами в ближайшее время