07.04.2019
Открытый вновь шедевр на самом деле был работой ученика Малевича

Открытый вновь шедевр на самом деле был работой ученика Малевича

Портрет Елены Яковлевой
фото: семья Е. Яковлевой, Санкт Петербург

Любитель искусства отслеживает портрет, считавшийся работой Казимира Малевича из советских архивов

Konstantin Akinsha and Vanessa Thorpe.
 7 апр 2019.

Представленный,  как заново открытый шедевр Казимира Малевича, портрет богемной русской женщины, держащей красную сумочку, был харизматичной звездой лондонской выставки 2014 года. Критики выбрали образ для особой похвалы в шоу Tate Modern, посвященном  художнику авангардисту.

Но теперь кропотливое исследование русского любителя искусства выявило проблему, которая, по-видимому, происходит из советских культурных войн 1930-х годов с ошибочным приписыванием авторства картины, оцененной с тех пор в миллионы фунтов стерлингов.

Документы, собранные Андреем Васильевым и переданные the Observer, указывают на то, что портрет сценографа Елизаветы Яковлевой и ее яркая красная сумочка, вероятно, окажутся  работой женщины, с которой она когда-то жила в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагубова. Она также создала  модную супрематическую или геометрической формы, сумочку, которую держит Яковлева.

Таким образом, хотя портрет был оценен Николасом Каллинаном, в настоящее время директором Национальной портретной галереи, во время Tate show, как произведение, в котором Малевич использовал цвет, чтобы бунтовать, «молчаливо намекая на новшества, в которых он был первооткрывателем», кажется, что это невозможно больше рассматривать, как захватывающее дополнение к образному выражению Малевича, художника, известного прежде всего своей минималистской работой 1913 года «Черный квадрат». Куллинан сказал the Observer, что он помнит их похвалу за работу, но не прокомментировал сомнения относительно  атрибуции.

Maria Dzhagupova, pictured in the 1910s

Марина Джагупова фото 1910-х

Основным доказательством является документ, извлеченный из советских архивов психиатром на пенсии Васильевым, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным во время правления Сталина, и работы Малевича и его учеников были изъяты.

Ленинградский регистр перечисляет произведение как Позиция 1 - Портрет Яковлевой, оцененная в 30 рублей, и дает инвентарный номер 434 208. Этот номер все еще виден на обороте холста.

«К счастью для потомков и точности, одержимые деталями советские чиновники набросали номер доступа районного финансового отдела на обороте портрета элегантной дамы с супрематистской сумочкой», - сказал Васильев, добавив, что Джагупова, «одаренная и потрясающий художник », гордилась портретом. «Она включила его в список своих значительных творений, представленных для словаря советских художников. Портрет был важен для нее не только потому, что это была одна из ее лучших картин, но и потому, что Яковлева была ее другом и партнером », - сказал он.

Tate show, пришедшее в Лондон из Бундескунстхалле в Бонне и начавшееся в Голландии в 2013 году, продемонстрировало портрет с таким преимуществом, что музей Стеделийк в Амстердаме хотел купить его у  голландского владельца, коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако запрашиваемая цена, превышающая 20 млн. Евро, положила конец переговорам.

Проблемы начались, когда портрет был показан в России в 2017 году на выставке Малевича «Не просто черный квадрат». У Васильева было чувство дежавю. По его словам, портрет был предложен ему как произведение неизвестного художника в 1980-х годах.

Васильев побывал в нескольких петербургских архивах, и загадка дамы с красной сумкой начала разгадываться. Несколько документов в Государственном архиве литературы и искусства отсутствовали. Казалось, имя Джагуповой вычеркнуто из истории искусств.

Государственные счета показывают, что картина была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек, и она не появлялась до конца 1980-х годов, когда была зарегистрирована как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда ее приобрел ван ден Хюрк, там была подпись Малевича.

Kazimir Malevich.

Казимир Малевич. фото  Getty Images

Картина была аутентифицирована к тому времени, когда ее увидели на западе, и позже она была сертифицирована Андреем Наковым, французским историком искусства, который выразил сомнения относительно подписи художника. Он сказал: «У меня возникли определенные сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что это было начато Малевичем, но закончено другим художником. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу raisonné, я поясню этот вопрос ».
Не видя оригинала, ведущий американский эксперт по Малевичу Шарлотта Дуглас восприняла картину, как подлинного Малевича в своем эссе об использовании текстиля в издании Art Journal от 1995 года.

Любая попытка связаться с Яковлевой, сидящей на портрете, чтобы решить эту проблему, к тому времени была тщетной. Она умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, и последний близкий ей человек, сама Джагубова, умерла одна в 1975 году, не оставив семьи.

Для Васильева история портрета является показательной. «С одной стороны, искусствоведы и кураторы музея подняли картину, созданную неизвестным учеником Малевича, до уровня шедевра», очевидно, не имея возможности проверить ее происхождение, сказал он. «С другой стороны, сказка о художнице, чье имя было стерто, чтобы присвоить ее работе творение великого « мертвого белого человека » русского авангарда, прекрасно вписывается в современный феминистский дискурс».

И все же Васильев также подозревает, что Джагуповой, возможно, было приятно ошибочное авторство. «Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что ее картина была взята за лучшую работу его более позднего периода».


https://www.theguardian.com/world/2019/apr/07/kazimir-malevich-lost-masterpiece-painted-by-pupil

Возврат к списку


X
Спасибо за Ваше сообщение! Мы свяжемся с вами в ближайшее время