05.07.2016
Безнаказанность рождает безответственность. Рассказывает Владимир Рощин

Безнаказанность рождает безответственность. Рассказывает Владимир Рощин


Сегодня в интернете можно найти сотни рецептов, как подделку изготовить. А что делать честному покупателю? Как распознать подделку? Есть только один путь – обратиться к эксперту.

Интервью: Аркадий ШВАРЦЕР / Top Flight – это бортовое издание для пассажиров деловой авиации

Вот тут и возникает самый главный вопрос: а как отличить настоящего эксперта от поддельного? Спрос на экспертов велик, значит появление экспертов – Остапов Бендеров – тоже предсказуемо по суровым законам рынка. А старому, проверенному эксперту всегда можно доверять? Он неизменно остается честным и неподкупным?

Владимир Рощин
Владимир Рощин. Фото : Аркадий Шварцер

Мы обратились за ответами к Владимиру Карповичу Рощину, директору компании «Реестр культурных ценностей», автору серии каталогов подделок произведений живописи (www.stolenart.ru)

- Эксперты и их заключения о подлинности инициируют процессы продаж произведений искусства. У нас в России все признанные эксперты работали или работают в лучших музеях страны. Но попали они туда, как правило, еще в СССР, по распределению после институтов. Получается, что ведущие эксперты страны абсолютно случайные люди?

- Хорошая, грамотная экспертиза сегодня ценится порой дороже картины. Экспертами являются разные люди. Со многими из них я знаком много лет. Да, человеку свойственно ошибаться. Ошибаются и эксперты. Но одни эксперты ошибаются непреднам, а другие за деньги. Привлечь к ответственности эксперта можно, когда доказано, что эксперт умышленно искажает результаты экспертиз. Но доказать преступный умысел очень сложно.

Получается, что за неправильные экспертизы и даже посредничество при продаже фальшивых работ эксперт ответственностине не несет, конечно, при недоказанности умысла.

- А как доказать, что умысел был? А если учесть, что в стране ликвидированы и Росохранкультура и антикварный отдел МВД, как самостоятельная структура. Еще раз подтвердилось, что эксперт абсолютно безнаказан при «ошибках» в своей работе. К сожалению.

- Что же делать? Как защититься от подделок?

- На мой взгляд, единственное, что сегодня может служить хоть какой-то гарантией - это наличие страховки у эксперта и юридически правильно оформленные документы. В России сегодня не более полутора десятков суперэкспертов, которым хоть как-то можно доверять, по мнению большинства участников антикварного рынка. Но были случаи, когда ведущие эксперты признавались, что выдавали сотни ошибочных экспертиз! Мотивируя тем, что уровень подделок очень вырос. И почему-то забывая о том, что и уровень распознавания подделок тоже не стоит на месте.

-Некоторые эксперты выдавали сотни экспертиз, где подделки названы подлинниками? И какова дальнейшая судьба этих псевдоэкспертов?

- Ничто не изменилось, как ни странно. К ним по-прежнему стоят очереди. Выхода у людей нет, они опять идут к тем же экспертам. А в результате таких«невинных ошибок» у многих людей появились страшные проблемы. Кто-то бежал за границу, кто-то выплачивает годами долги. Как правило, страдают честные люди, а мошенники безнаказанно исчезают.

Заметьте, раньше экспертные заключения выдавали на государственных бланках, получалось, что ответственность несет государственный музей. Сегодня экспертные заключения выдают на бланках неких «ООО», которые зачастую находятся через дорогу от музеев и где работают все те же люди. Причем названия этих «ООО» почти ничем не отличаются от музейных, а похожие названия часто вводят людей в заблуждение.

-Уверен, что у этой проблемы есть решение. И вы его знаете.

- Да решение, разумеется, есть. И не надо ничего придумывать. Во всем цивилизованном мире эти проблемы давно решены. Я считаю, что, во-первых эксперт должен иметь лицензию. Для этого Госдума должна принять закон об ответственности экспертов и соответственно закон о лицензировании экспертной деятельности. В России эксперт за свои слова и письменные экспертизы не отвечает. Экспертов не лицензируют. Если на Западе эксперты частные, то у нас это почти всегда сотрудники музеев. И во-вторых: экспертов должны страховать в обязательном порядке страховые компании. Ошибся раз – страховая компания платит пострадавшим, а страховой взнос для эксперта существенно возрастает. Ошибся еще раз – страховая компания платит, но эксперт остается без страховки и автоматически лишается лицензии. И сразу появится у людей чувство глубокой ответственности за свои деяния!

- Вы раньше издавали каталоги фальшивок. Они прославились. Вскрылось немало преступлений. Но теперь они не выходят. Почему?

- Да, раньше издавались каталоги «Подделок произведений живописи», на нашем сайте они доступны бесплатно. В каталогах опубликована почти тысяча поддельных картин, снабженных «правильными» экспертными заключениями. Покупатели понесли многомиллионные убытки, а с экспертов — как с гуся вода. Нечистые на руку эксперты обнаружили, что могут творить что угодно, участвовать в мошеннических схемах, — и им ничего не грозит.

Продолжение обязательно будет. Ведь опубликована только малая часть информации, которой мы владеем. Мы будем постепенно выкладывать сомнительные произведения на сайте stolenart.ru в разделе «подделки». Кое-что из того, что мы опубликуем, будет большим сюрпризом для экспертов и тех, кто им доверяет. У нас есть огромный архив, который постоянно пополняется. Сейчас у нас есть информация еще по тысяче работ, подлинность которых под сомнением. Но публиковать ее полностью мы не планируем. К нам можно обратиться с запросом, не бесплатно, конечно.

- Обращаются?

- Обращаются. Но обычно слишком поздно, когда коллекционер уже втянут в конфликт с покупкой подделки. Обращаться в «Реестр культурных ценностей» логичнее до сделки, а не после нее. Первое, что нужно сделать перед покупкой произведений искусства – проверить наличие информации компрометирующего характера, включая официальную информацию о наличии предмета в базах похищенного имущества.

Компрометирующим может быть факт, что картина, которую вы купили или собираетесь купить, имеет две противоречащие экспертизы. Иногда картина настоящая, а подпись на ней фальшивая, но покупатель об этом не знает. Бывает, что картина имеет экспертные заключения, подтверждающие авторство художника, но на музейные выставки ее не берут. Или картина побывала на аукционе и была снята с торгов по требованию наследников художника, которые усомнились в ее подлинности или праве владения. Мы знаем, как поддельные картины выставляются на аукционы и меняют владельцев, мы следим за их перемещениями. А когда к нам обращаются — мы можем предоставить свой провенанс (происхождение) картины, и, возможно, он будет отличаться от того, что написано в каталогах аукционных домов или от того, что рассказывают арт-дилеры.

- Как вы обычно поступаете, если выясняется, что куплена подделка?

Я всегда пытаюсь находить решение, которое устроило бы всех участников сделки. Я считаю, что самый правильный путь – когда похищенные или поддельные предметы искусства возвращаются в досудебном порядке. Мы всегда пытаемся уладить споры между сторонами мирным путем, уверен, это лучший выход из конфликтной ситуации.

И в завершении повторюсь: единственное, что может сегодня гарантировать покупателю возврат денег в случае возникших проблем - это наличие серьезной страховки у эксперта и юридически грамотно оформленные документы сделки. Решение всех проблем только в страховании экспертов. На мой взгляд, нельзя связываться с организацией, в которой эксперты не застрахованы и потому безнаказанны. Безнаказанность рождает безответственность.

Top Flight – это бортовое издание для пассажиров деловой авиации

http://www.topflight.ru

Возврат к списку


X
Спасибо за Ваше сообщение! Мы свяжемся с вами в ближайшее время