Война экспертиз

«У нас есть информация еще по тысяче работ, подлинность которых под сомнением».

Владимир Рощин

Владимир Рощин. 

Фото : Наталья Шкуренок 

Издатель каталога подделок произведений живописи ВЛАДИМИР РОЩИН рассказал о нынешней ситуации с экспертизой старого искусства.

Что изменилось за последние время с экспертизой произведений живописи?

Ничего не изменилось, все стало даже еще хуже. Несколько лет назад вышли каталоги подделок произведений живописи, где опубликована почти тысяча поддельных картин, снабженных «правильными» экспертными заключениями. Покупатели понесли многомиллионные убытки, а с экспертов — как с гуся вода. Нечистые на руку эксперты обнаружили, что могут творить что угодно, участвовать в мошеннических схемах, — и им ничего не грозит. То, что сегодня происходит в экспертном сообществе, можно назвать «война экспертиз». Могу привести массу примеров. Вот, например, есть один интересный персонаж : раньше она выполняла административные функции и работала по малозначительным западно-европейским художникам, но вдруг стала незаменимым знатоком по художникам первого ряда… Это то же самое, как если бы человек учился водить мотороллер, а потом решил, что может сидеть за штурвалом самолета.

Коллекционеры и арт-дилеры, которым дорога заработанная годами репутация, конечно, не довольны происходящим. Скандалы в экспертной среде негативно отражаются на их бизнесе. Но изменить они ничего не могут -- так или иначе они зависят от экспертных учреждений, ведь без экспертизы ничего продать нельзя. И только очень немногие решаются публично говорить о том, что на самом деле происходит на арт-рынке.

Очень хорошо на эту тему высказался мой друг Емельян Захаров, владелец галереи «Триумф»: «Я просто хочу, чтобы наши уважаемые эксперты определились со своим позиционированием. Или они – преступники, дающие заведомо ложные заключения, или непрофессионалы, бесконечно путающие подлинники с подделками. Благодаря их «ударной» работе люди, занимающиеся покупкой и продажей картин, сегодня воспринимаются на одном уровне то ли с сутенерами, то ли с наркодилерами, пытающимися всучить клиенту очередное «фуфло».

Так же резко высказывается один из крупнейших коллекционеров России, президент Альфа-банка Петр Авен. "Я считаю, что не надо стесняться называть имена,— говорит Петр Авен,— Вот эксперты ГТГ Валяева или Ломизе. Им мало кто доверяет. Есть люди типа искусствоведа Светланы Джафаровой, она действительно профессиональная и знающая женщина, сознательно вставшая на путь продажи подделок» (полный текст интервью в третьем выпуске "Каталога подделок").

Какой вы видите выход из сложившийся ситуации? Может, экспертиза вообще не нужна?

Когда обнаруживается, что экспертиза с печатью государственных учреждений или научно-реставрационных центров приложена к подделке – эксперты сразу заявляют, что они люди, имеют право на ошибку, и вообще высказывали только свое частное мнение. Я уже не раз говорил, что в этом случае так и надо писать в заключении: «Авторство художника подтверждается, работа имеет музейное значение», а ниже «это наше частное мнение и никаких гарантий мы не даем». Покупатели должны знать, что происходит, и не воспринимать за непреложную правду все, что написано на бумажках с печатями музеев и научно-реставрационных центров.

Я уверен, проводить искусствоведческую экспертизу надо, и конечно, каждый труд должен быть оплачен. На мой взгляд, экспертиза должна существовать -- как вспомогательный инструмент. При этом нужно четко понимать: единственное, что может гарантировать покупателю возврат денег в случае возникших проблем -- это авторитет продавца и юридически правильно оформленные документы.

Недавно произошла неприятная история с полотном Петра Нилуса «В гостиной». Авторство художника и музейное качество картины подтвердила Ирина Владимировна Геращенко, именитый эксперт, занимающийся «первыми именами» русской живописи. Но картина оказалась подделкой. Что вы об этом думаете?

30C1ED9F-3F12-43E2-A219-EFD94C85A454.png

  Неизвестный художник "В гостиной"

Я знаю эту историю, и знаю Ирину Владимировну Геращенко из научно-реставрационного центра им. Грабаря. Что касается ее ошибки с работой Петра Нилуса (которая стоит, по оценкам специалистов, не более $30–40 тыс.) -- я не думаю, что здесь есть какой-то умысел. Я уже не раз говорил, нет такого эксперта, который бы не ошибался. Хотя это редчайший случай, когда участнице антикварного форума из Одессы, без скандалов и огласки в СМИ, удалось опровергнуть мнение такого знаменитого эксперта и доказать, что картина поддельная. После появления утверждения участницы форума, что картина является более поздней копией, заинтересованные лица обратились на аукцион в Москве, где она была выставлена на продажу, с просьбой предоставить картину для повторного изучения, проведения химического исследования. Повторное исследование показало, что картина была написана не ранее 1960-х годов.

Могу привести еще один пример. В декабре 2013 года на одном российском аукционе была выставлена на торги картина Зинаиды Серебряковой «Отдыхающая девушка» с тремя подтверждающими заключениями разных экспертных учреждений, и оценочной стоимостью 8 250 000 рублей. В каталоге аукциона было написано, что картина происходит из коллекции Михаила Федоровича Глазунова (коллекционер, дядя Ильи Глазунова). Я не называю аукцион, потому что картину вовремя сняли с торгов, после того как знатоки забили тревогу. В итоге, все три экспертизы оказались фальшивыми. Как могла попасть картина с таким провенансом на торги, осталось загадкой. Я могу привести еще десятки таких примеров.

Будет ли продолжение «Каталогов подделок»?

Продолжение обязательно будет, но не в таком формате, как раньше. Мы будем постепенно выкладывать некоторые сомнительные произведения на сайте stolenart.ru в разделе «подделки». Кое-что из того, что мы опубликуем, будет большим сюрпризом для экспертов и тех, кто им доверяет.

У нас есть огромный архив, который постоянно пополняется. Сейчас у нас есть информация еще по тысяче работ, подлинность которых под сомнением. Но публиковать ее полностью мы не планируем. К нам можно обратиться с запросом, не бесплатно, конечно.

И пользуясь случаем, хочу обратиться к участникам арт- рынка. Многие из Вас материально пострадали от деятельности экспертов, чьей основной "специализацией" стало не столько исследование творчества художника, сколько срытое или откровенное вымогательство, торговля «нужными» экспертными заключениями. Если у Вас есть информация о подделках произведений искусства, на которые имеются экспертные заключения с подтверждением авторства, мы готовы придать этим фактам широкую огласку. Ваша конфиденциальность гарантирована.

Вопросы задавала Елена Соболева


Возврат к списку


X
Спасибо за Ваше сообщение! Мы свяжемся с вами в ближайшее время