С черным арт-рынком будут бороться системно
ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS
Комиссия при французском Минкультуры опубликовала предложение по «очищению» музейных собраний от подделок и контрабанды
Скандальная история с расследованием в отношении экс-директора Лувра Жан-Люка Мартинеза, которого действительно системная и касается далеко не только Франции. Арт-рынок переполнен фальшивками и предметами с сомнительной биографией – украденными из храмов, гробниц, с раскопок. Масштаб «загрязнения» музейных фондов оценить сложно, но речь о закупках на десятки, если не сотни, миллионов евро. В июне этого года министерство Франции поручило экспертам по музеям и арт-рынку Кристиану Джакомотто, Мари-Кристин Лабурдетт и Арно Осередчуку проанализировать проблему, и вот на днях вышел их 80-страничный отчет. Документ под названием «Повышение безопасности приобретений в национальных музеях» предлагает ужесточить систему приобретения новых экспонатов, сделать этот процесс более прозрачным и открытым.
Системная проблема требует системного подхода. Во-первых, эксперты предложили создать специальное подразделение при Министерстве культуры Франции, которое будет централизованно руководить сетью организаций по проверке происхождения закупаемых музеями экспонатов. Во-вторых, решение об особо ценных приобретениях должна принимать специальная межведомственная комиссия, которая будет создана для таких случаев. Наконец, должна появиться электронная база, где архивируют все музейные приобретения, доступная специалистам и полиции. И главное – нужно унифицировать требования в отношении происхождения произведений искусства и исторических артефактов. Речь не только о предметах, которые поступают непосредственно в музеи, но и об аукционных продажах. Фиксировать в общей базе данных предлагается все крупные сделки автоматически. А при малейших сомнениях в подлинности экспоната, в дело будут включаться и специалисты-искусствоведы, и полиция. Кроме того, необходимо усилить образование в области экспертизы – уже сейчас готовить кадры, которые в будущем вольются в сеть.
Предложение резонное и оправданное. Давно назревшее. Однако его воплощение в жизнь потребует огромных финансовых вливаний. Есть ли такие возможности у Франции в это неспокойное время? Пару недель назад агентство Altares, занимающееся сбором информации о предприятиях, сообщило, что почти 9 тысяч компаний во Франции заявили о банкротстве в третьем квартале 2022 года, и это цифра стала рекордной за последние 25 лет. Общий экономический спад неминуемо отразится на финансировании культуры. Поэтому сложно сказать, когда министерство культуры страны сможет воплотить идею в жизнь, но желание такое, очевидно, есть. И систему эту стоит реализовать не только на национальном, но и на международном уровне.
Только за последний месяц были обнародованы ошеломляющие факты, которые говорят о необходимости срочного реформирования системы музейных закупок на Западе. Так, в начале ноября из Метрополитен-музея изъяли ряд сомнительных экспонатов на сумму более чем $3 млн. В результате расследования парижским судом выдан ордер на арест четырех гамбургских дилеров: Робена Диба, Серопа Симоняна и двух его детей. Выяснилось, что уроженец Каира, египтолог и коллекционер Симонян, давно осевший в Германии, еще с 1970-х годов поставлял артефакты с туманным провенансом в Европу и США. Через его руки прошла и стела фараона Тутанхамона, которая в 2016 году была куплена за €8,5 млн Лувром в Абу-Даби с ободрения Жана-Люка Мартинеса. Тогда директор Лувра закрыл глаза на докладную записку экспертов, которые сомневались в подлинности стелы. Теперь следствие разбирается – почему. У Симоняна была схема по легализации «артефактов». Часто он отдавал предметы из своей коллекции на хранение в разные музеи, те показывали их на выставках, тем самым сомнительные экспонаты получили достойный провенанс, а подложные документы о подлинности добавляли им веса. А после крупные музеи выкупали предметы в собственное собрание. Расследование в отношении Мартинеса, Симоняна и других участников преступной сети продолжается. Однако это далеко не первое громкое дело на западных просторах.
В то же самое время продолжается расследование в отношении 72-летнего арт-дилера Субхаша Капура, которому недавно был вынесен приговор по одному из дел – нью-йоркский арт-дилер индийского происхождения получил 10 лет тюрьмы за незаконный вывоз 19 предметов из Индии в США. Однако с момента его ареста в 2011 году обнаружено уже более 2600 экспонатов, которые, как считает следствие, были украдены подельниками из храмов и на археологических раскопках на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии для последующей продажи. Многие из них попали потом в американские и европейские музеи.
Еще на слуху история с поддельными произведениями русского авангарда, которые были выставлены арт-дилером Игорем Топоровским в Музее изящных искусств бельгийского Гента. Тогда эксперты из разных стран возмутились и написали открытое письмо, в котором подвергли сомнению подлинность представленных 24 работ. Среди авторов значились первые имена русского искусства – Александра Экстер, Эль Лисицкий, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Казимир Малевич и пр. Почему-то дирекция музея не посчитала нужным привлечь независимых искусствоведов для проверки коллекции на этапе подготовки выставки в 2017 году. В результате скандала выставка была досрочно закрыта. Правда, лишь спустя два года Игорь Топоровский был арестован по подозрению в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым. Решение все еще не вынесено, но с 2020-го года арт-дилер содержится в тюрьме (из-за нарушений условий, по которым его ранее освободили под залог).
И это всего лишь несколько примеров, когда черный арт-рынок выходил из тени, обнажая тайные преступные схемы. Эксперты затрудняются оценить масштаб проблемы: по разным предположениям, западный арт-рынок заполнен сомнительными экспонатами на 30%, а то и 70%.
– Странно, что предложение французской комиссии не прозвучало раньше: все прекрасно знали, что происходит в области искусства, – говорит «МК» издатель каталогов подделок и произведений искусства, находящихся в розыске, Владимир Рощин. – На мой взгляд, такая система будет эффективной. На арт-рынке в целом и в государственных коллекциях ведущих музеях мира в частности хватает сомнительных вещей. Так называемые неточности экспертных оценок предметов, которые в итоге оказываются подделками или крадеными, оборачиваются для музеев ущербом, исчисляющимся астрономическими суммами. Стоит ужесточить ответственность для экспертов, тогда и манипуляций на арт-рынке станет меньше.
В России проблема тоже стоит остро, но в меньшем масштабе, потому что объем финансирования музейных закупок куда меньше. При Минкультуре РФ существует специальная комиссия, которая дает или не дает добро на пополнение госколлекций: ежегодно каждый музей подает списки желаемых приобретений. Нам бы общая электронная база и более открытая система отслеживания закупок тоже не помешала.
https://www.mk.ru/culture/2022/11/29/s-chernym-artrynkom-budut-borotsya-sistemno.html